Мы
влюбились. Невозможно было не влюбиться
в это место, где несмотря ни на что, или
даже смотря на все перипетии нашей
истории, сохранился удивительный дух,
дух русского народа. Следуя за этнографами
и исследователями фольклора, мы
отправились в деревню Секирино Скопинского района Рязанской
области, где чудом уцелели традиции
народного костюма. И действительно,
здесь многие бабушки скажут, что у них
есть старинный наряд. Но нас покорило
даже не это. Нас покорили сами бабушки
– добрые, нежные, неунывающие, с весёлым
нравом и мягким журчащим говором. Свет
их лучащихся глаз – нетленное сокровище
этой земли. Но прежде чем нам посчастливилось открыть его, мы прошли по узорам дорог этих мест, следуя вдохновению и путеводным указаниям встреченных добрых жителей.
Сам
Скопин – небольшой старый русский
город, наполненный цветными домиками
с резными наличниками, как шкатулка -
украшениями. Эта местность богата углем, добыча которого в прошлые столетия сделала население довольно
зажиточным, здесь
много старых каменных домов. В Скопине есть
свой театр, который исполняет народные
песни, и он довольно популярен, выступает
не только у себя дома, но и в столице, и
в Европе. Театр собирает и костюмы, воссоздаёт песенную традицию этих мест для широкого круга людей.
![]() |
Домик в Скопине |
И вот наконец мы в Секирино. Селение оказалось очень живописным, почти все дома
одинакового типа, хотя покрашены
в разные цвета. По традиции этого места
дома строили вплотную друг к другу. Сыновья пристраивали свои - к отцовским, получается, как будто
хоровод домов. Большинство строений каменные, с квадратными
окошками, над которыми обязательно есть
«оборочка», лепнина. А деревянные дома украшены узорными наличниками, от чего создаётся особое, но не типичное для России впечатление
«пряничного» городка. Мы приехали в
декабре, на улицах было тихо, мягко падал
снег, и было ощущение, что над поселением
словно висит кружевной покров. Именно
здесь, по словам и этнографов, и местных
жителей, бабушки всё ещё носят понёвы.
Мы
пробыли здесь недолго, и на улице такая
бабулечка нам не встретилась.
Однако мы нашли замечательную мастерицу
– Анну Моисееву, которая до сих пор шьёт
праздничный свадебный традиционный
костюм с полетами – нарядными нашивками
на алой шёлковой рубахе. Буквально до последнего времени, ещё пару лет назад, невесты заказывали себе такой костюм, что бы нарядиться на второй день свадебных праздненств. Такая сила традиции в этих местах.
Бабушка не сразу нам открыла – мы были в длинных юбках и нас приняли за цыганок, но потом всё-таки пустила и показала нам не только свой свадебный наряд, но и целую коллекцию кукол, на которых она шьёт традиционные наряды. Баба Нюра делает и чудесные традиционные бисерные украшения – тут они зовутся ожерелья, и была очень довольна, что их рады покупать и носить и молодые, то есть мы.
Бабушка не сразу нам открыла – мы были в длинных юбках и нас приняли за цыганок, но потом всё-таки пустила и показала нам не только свой свадебный наряд, но и целую коллекцию кукол, на которых она шьёт традиционные наряды. Баба Нюра делает и чудесные традиционные бисерные украшения – тут они зовутся ожерелья, и была очень довольна, что их рады покупать и носить и молодые, то есть мы.
![]() |
Анна Моисеева, Секиринская рукодельница |
Следующим
местом, куда нас отправила путеводная
ниточка – дом бабы Дуни. Сюда мы тоже
попали не с первого раза, и бабушка
сначала говорила, что наряды у неё в
сундуках, а сундуки спрятаны, но всё-таки
позволила зайти, и начала показывать
свои фотографии, а потом достала простое
старинное домотканое полотенчико. И
стоило ей его развернуть, как стало
понятно – вот оно - чудо тепла души и
трудолюбия рук. Я не знаю, почему так
происходит, но видимо, когда разворачивая
тканое полотно – разворачивается целый
мир, и можно ощутить его – очень родной,
ласковый и почему-то невероятно
заботливый. И что тут дальше началось
– Дуня достала и кружева, которые сама
наплела, и старинные рубахи, и
фартуки-занавески. И всё такое сердцу
милое.
![]() |
Домотканое полотенце и кружева сделанные Дуней |
И
рассказы полились рекой – про празднование
свадьбы, как невесту «навязывали», то
есть родители девушки приходили и
хвалили свою дочку родителям жениха, а
сами жених с невестой могли друг друга
и не знать до свадьбы, и увидеться только
в день празднования. И как могли невесту
подменить, показать красивую дочку, а
потом под полотенце спрятать другую,
рябую, так как до самого обряда невеста
находилась под покровом, и невидно было,
кто она. Невестку называют яркой, а
жениха – розой. После женитьбы жили
вместе «до самой смерти», не расходились.
«Одного родишь, второго, третьего – тут
и слюбишься», - объясняет нам. Дуня спела
и задорные свадебные частушки. А глаза
у Дуни прозрачные, почти хрустальные,
василькового цвета, смеются вместе с
ней, и голубые искры разлетаются во все
стороны.
![]() |
Дуня показывает красоты |
«Я
иногда лежу, молитвы вспоминаю, а в
голове частушки вертятся. Я могла день
напролёт частушки петь, и все свои, не
повторяются», говорит нам. И тут раздаётся
звоночек в дверь – и приходит сестра
Дуни, Нюра, а за ней и дядя Миша, из
соседнего дома. И ещё на нас высыпался
целый ворох рассказов.
У
Миши зычный голос, он рассказывает, как
работали здесь в шахтах, какие понёвы
носят в деревне Чернава, откуда он родом,
как раньше выгоняли тараканов из избы
– дымом выкуривали. И мы уже без пяти
минут на пути в Чернаву – за новыми
сокровищами. Но это, видимо, следующее
путешествие.
А
пока мы ещё тут, светящаяся баба Дуня показывает наволочки, которые
нашивала – все в цветах, маках, васильках,
красоты необыкновенной. Это советские
ситцы, и здесь они выбраны все радостные,
нарядные.
Баба
Дуня достаёт ещё полотенца, которые
хочет подарить на свадьбу своей внучке,
и рассказывает: «К свадьбе готовили
много полотенец, отшивали (украшали).
Вот это – отшивали мои подружки из
Корневого (это соседняя деревня), и потом
их развешивали по всему дому, верёвку
натягивали и развешивали. Много полотенец
– богатая невеста». А Нюра рассказывает,
как подруги помогали ей украшать ленты
для понёвы – рисовали красками цветочки
прямо на самой атласной ленте. Очень
дружно жила деревня, все друг другу
помогали. Ложки для свадьбы или на
поминки со всего селения собирали,
потому что в одном доме их могло быть
всего-то три штуки.
![]() |
Свадебное полотенце, отшитое "елочками" |
Дуня
рассказывает нам и про свою судьбу, как
она и на шахте работала, и за домом
следила, и детей растила, и ещё и платья
себе успевала шить. «После войны, в 47
году очень голодно было, но весело. Так
и жили. Траву ели, а всё равно весело
было». Показывает нам фотографию 1997
года – здесь они с сестрой Нюрой, в своих
традиционных нарядах – хороши несказанно.
Обещают нам, что как в следующий раз
приедем – нарядятся и песен споют. И мы
рады почти до слёз, милая баба Дуня, баба
Нюра – крепкие русские бабушки, не
поддающиеся никаким бедам, хранящие
тепло мира, и передающие его дальше.
Очень пронзительно - с какой любовью
они говорят о своих внуках и внучках.
Пришла ещё одна сестра – Нина и принесла
открытку для внучки Настеньки, я читаю
вслух поздравление – всё с таким теплом
и заботой – «пусть муж на руках носит,
пусть богатство у вас будет, пусть
настанет у тебя золотая пора».
Нюра приносит и свои сокровища – годовую
панёву и палеты – один наряд, с золотыми
лентами и «ясными поясами», другой
более простой, на первый день свадьбы
– с зелёными лентами и «разными поясами»,
которые делала Дуня. Меня наряжают, и
я чувствую себя настоящей «яркой», то
есть невестой.
![]() |
Наряд для первого дня свадьбы |
«Разные пояса» - с
разноцветным бисером, а «ясные» - с
бисером одного цвета. Выходим на улицу
фотографироваться - алые паруса рукавов
рубахи ловят ветер доброй судьбы, а ноги
сами пускаются в пляс.
![]() |
"Разные" пояса - с разноцветным бисером |
Очень
хочется, чтобы это ощущение жизни, её
красоты и ладности текло дальше, чтобы
доброта и свет соединяли родные души.
Фотограф Юлия Туганова.
Фотограф Юлия Туганова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий