вторник, 14 октября 2014 г.

Мир родного наряда. Александра Белова

Когда-то я путешествовала со своим другом на север, мы объезжали сказочные карельские места. И везде было ощущение буквально пропасти между красотой природы и серостью людей на серых улицах, слово застрявших в советском времени. Вообще общее состояние наших дорогих соотечественников виделось в тусклых цветах, и казалось, что радостную яркую одежду могут носить только эксцентричные ультрамодники. Нужно сказать, что мы с другом оба с исторического факультета, и поэтому заходили во все краеведческие музеи. И каково было наше удивление, когда на выставочном стенде мы увидели буквально радужные традиционные одежды вологодских людей. Словно кто-то приоткрыл волшебный ларчик, и показал чудесную искру, переливающийся образ совсем другой жизни русского народа, наших предков. Это было буквально озарение, что естественное состояние души русского человека - проживание чуда и красоты окружающего мира, празднование великой игры бытия.

Конечно, одежда – это игра людей, это способ создать свой образ для себя и для окружающего мира. Женщины особенно чутки к тому, как внутреннее состояние выражается во внешнем облике, в подборе того, что хочется одеть именно сегодня, какой быть – утончённой, строгой, убедительной или парящей в облаках тонкого аромата роз.
Народная традиционная одежда. Какие образы возникают при сочетаниях этих слов? Яркие цвета, плотные, широкие формы, пёстрый калейдоскоп узоров, лент, клеточек, ромбиков, пушков, бисера и кокошников.

Воронежская красавица
Но когда начинаешь чуть внимательнее изучать, что и как носили наши прадедушки и прабабушки, оказывается, что они одевали не просто набор одежд из ярких тканей и причудливых украшений, весь наряд - это выражение особого состояния души, состояние лада в мире. Наверное, можно сказать, что и лад в душе выражается в определённом внешнем облике, и подбор ладных одежд позволяет сохранять состояние равновесия в мире.
При всей пестроте, вся народная одежда совершенно продумана, разумна и удобна. Конечно, она удобна именно для того образа жизни, который вели наши предки, того склада ума, того способа переживать мир – пространство и время, которому они принадлежали. А чем этот мир отличается от нашего? Похоже тем, о чём говорил пират Джек Воробей в известном кино. Наш мир тот же, но объёма для чуда в нём стало меньше. То есть для наших предков было естественным переживание мира как чуда, как великой тайны, в пространстве которой при этом есть совершенно определённые закономерности движения.
Сегодня, благодаря многим исследователям, мы можем представить следующий образ народной одежды. Одежда является выражением целостного образа мира, в котором время циклично, а пространство звучит в соответствии с движением потока времени. И она как на карте определяет положение человека и во времени, и в пространстве, и среди людей.

То есть, во-первых образы одежды указывают, где во времени сейчас человек находится – это время праздника, переходного состояния, бытовых дел. Для каждого праздника календарного цикла на одежде вышивались определённые узоры. На Ивана Купала, праздник летнего солнцестояния – свои узоры, на зимние солнцестояние, Коляды – другие, и т.д.
 Во-вторых, одежда показывает, в пространстве каких земель человек живёт. Мне очень нравиться сравнение пространства со звуком. Одна чудесная исследовательница народного пения рассказывала, что в каждой области есть свой традиционный тип звучания – более высокий, или более широкий. Так вот, если петь, например, казацкую песню, широкую, степную на карельском севере, она там просто не будет звучать живо, по-настоящему. Северные пространства откликаются другому звучанию человеческого голоса. То же может происходить с цветом и обликом одежды. То есть совершенно не случайно, что например, синие понёвы, то есть верхние распашные юбки, преимущественно носили в бассейне Оки, а в Тульской и Воронежской областях – красные. Или, например, во Владимире и Нижнем Новгороде носили округлые кокошники в виде полумесяцев, а в Костроме – островерхие.


Праздничный наряд молодой замужней женщины. Кострома
И в-третьих, одежда показывает положение человека в мире людей – какому роду принадлежит человек, какое положение занимает в семье (например девичество, замужество), и каково состояние самого человека – обычное, праздничное или печальное. На случай «печали» по утрате близких, или например уходу мужа на войну также существовали свои одежды. Так же определённые узоры могут указывать на род деятельности человека.

Таким образом, весь набор одежды представляет совершенно точную «карту» жизни человека и отражением положения в мире природных сил, и в мире людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий