вторник, 17 мая 2016 г.

Душевные штапельные платья и Русское барокко

Ясна Яра побывала в гостях в чудесной семейной мастерской "Душечка". В уютном доме, среди яблонь, вишен и сосен, живут муж с женой, которые два десятка лет делают платья, ставшие знаменитыми по всей стране. Валентина разработала уникальный крой на основе русских традиционных нарядов, а Дмитрий, из старинного рода грузинских князей, обстоятельно и со вкусом подбирает ткани для платьев, которые с огромным удовольствием носят многие и многие женщины.
Ясна Яра является официальным представителем  мастерской "Душечка". За три года сотрудничества эти русские платья с радостью выбирают молодые девушки, чтобы носить их, например, с широкими поясами и стильными кокошниками. А женщины всех возрастов - для праздничных выходов и чтобы принимать гостей на семейных встречах. Все покупательницы очень довольны - мы рады учесть все пожелания при пошиве платьев на заказ. И конечно вы всегда можете прийти и купить готовое платье в нашем шоуруме на Китай-городе.

И вот мы расспросили чету об истории их дела.

Валентина Васильевна в платье "Русское барокко"


Ясна Яра:
- Валентина Васильевна, расскажите, как вы начали заниматься русским костюмом?
Валентина:
- Я начинала свою деятельность на Измайловском вернисаже. В девяностые годы, когда рухнул железный занавес, к нам поехали иностранцы. Им было очень интересно нас узнать, кто такие русские, и, конечно был интерес к русским вещам. Около полутора лет я делала куклы в традиционных русских нарядах, тогда они были очень популярны у иностранцев. Мне было интересно, куда мои куклы едут, и отмечала эти места на карте. И вскоре они разошлись по всему миру.
Я старалась делать кукол так, чтобы этнографические особенности были полностью сохранены. Например, Воронежские куклы одеты в рубахи с чёрной вышивкой и в особые украшения. Однажды к моему стенду подошли девушки из Воронежа, и, увидев куклу в наряде своего края, очень удивились – «даже «погнатки» есть!», то есть эти особые украшения.
Куклы были ростом 56 см, в лаптях. У меня был свой поставщик лаптей, дедушка, который плёл из лыка самые настоящие лапти. Сами же ноги кукол были, как и в жизни, обёрнуты в онучи, и всё это крепилось с помощью верёвочек, которые называются оборки. Как-то ко мне подошла женщина из Рязани, и увидев, что лапти настоящие, спела озорную частушку:
Ой лапти, мои лапти,
На ногах оборки,
Хочу дома я ночую,
Хочу у Егорки!

Через некоторое время я стала делать большие костюмы – московский, рязанский, орловский, тверской и другие. Первой моей покупательницей была китаянка, красивая, как фарфоровая кукла – белолицая, с губками-«вишенками», выразительными глазами. Мне, конечно, было интересно, зачем китаянке русский наряд. Оказалось, она диктор телевидения в передаче, обучающей русскому языку. «Я хочу выступать в русском костюме», - объяснила она, и приобрела рязанский наряд с шушпаном и бисерными украшениями.
Я делала Архангельский костюм - очень богатый сарафан из парчовой красной ткани, сверху шугай, на воротнике кисточки, головной убор. Этот костюм имел огромный успех – и у французов, и у нас. Такой костюм у меня купили для фотосесии на обложку журнала Vogue.


  
Ясна Яра:
- А как вы придумали это русское платье? Были какие-то пробные версии?
Валентина:
- Платье придумалось просто. Мне пришла идея, что необходимо сделать русское платье на основе традиций, но такое, чтобы его можно было носить в современной жизни. И я соединила русскую рубаху и сарафан в одном платье. Спереди есть кокетка, которая имитирует наличие лямочек сарафана, есть широкий рукав, ластовица. Раньше рубаха кроилась из прямоугольных кусочков, поэтому вшивалась ластовица – в платье она тоже есть. За счёт подрезов создаётся объём, который к низу становится всё шире и шире.
У наших платьев нет размера, также, как это было и в традиции, они различаются только по росту. Благодаря своему крою, они идут женщинам с любой фигурой. Платье свободное, оно скрывает как полноту, так и живот будущей мамы.
Также я разработала модель, которая называется «русское барокко». Эти платья шьются из кусков тканей разных цветов, которые подбираются таким образом, чтобы за счёт смены цветовых полос создавать особый «ритм» платья, так же, как в традиционном наряде создаются особый ритм, благодаря вышивками, многослойности одежды.
К сожалению, с течением времени, наряды, которые я придумала, стали копировать и не в самом лучшем виде. Это очень тяжело, особенно когда к нам обращаются с жалобами о плохом качестве – не наших нарядов. Но мы конечно продолжаем развиваться, и делаем новые и новые виды наших платьев. Недавно начали шить платья изо льна, богато отделанные льняным кружевом.   


Ясна Яра:
- Дмитрий, расскажите, почему вы стали заниматься традиционным нарядом?
Дмитрий:
- Самое главное, не превратить это в ширпотреб. Важно вспоминать творческие корни, разбудить в людях русских дух. Очень важно помнить русскую одежду, которую носили предки.
Мы уже лет двадцать вместе делаем наряды. Я занимался бизнесом, потом стал вместе  с Валентиной заниматься нарядом, этнографией. У нас собрана большая библиотека, старинные вещи, мы проводим встречи-лекции, на которых рассказываем о традиции русского наряда.
Мне нравиться заниматься костюмом, меня это успокаивает. Мне нравиться комбинировать из разных тканей платье, получаются очень интересные вещи. И самое главное, эти сочетания не повторяются. Конечно, есть платья, которые мы шьём на потоке, а есть уникальные вещи. Недавно я сделал серию платьев в коричневых тонах – и все разные. На выставке у нас женщина взяла платье и себе, и дочке, на вырост. «Вырастет, и будет носить, потому что такого больше никогда не будет». Так что дело это очень интересное, мне нравиться, и Валентине нравиться.
Валентина:
- Да, мы всё время вместе, «не разлей вода», так и живём, и трудимся, и творим.

Ясна Яра:
- Спасибо за беседу! 






Фотограф Юлия Туганова

Комментариев нет:

Отправить комментарий