четверг, 6 октября 2016 г.

Мосты между мирами – традиционные наряды сегодня

Что такое русская одежда? Что такое традиционная одежда? Как можно носить «традиционные» наряды сейчас, в городской жизни? Нам очень интересны эти вопросы и мы ищем на них ответы – которые словно удивительный переливающийся узор, открываются на каждом повороте исследования новыми гранями.
В этой статье мы хотим рассказать о тех идеях, которые стали понятными сейчас. Скорее всего, через некоторое время мы увидим и поймём традиционную одежду в новом свете. И слава Богу. Ведь, главное, что стало очевидным – традиция – это не жёсткие правила и устои, это живой поток – прекрасный и наилучшим образом соответствующий времени и пространству. И самое удивительное – когда в традиции слышен голос души народа – с верой и любовью к жизни, семье, близким.
Итак, мы поняли, что значимым подходом для передачи традиционного образа является применение базовых принципов конструирования народной одежды. В их основании изначально было зашифровано понимание целостности мироздания, корнями уходящее в жизненный уклад. Поэтому, на наш взгляд,  применение базовых принципов конструирования народного костюма способствует возвращению национальной осознанности, пониманию ценности родной культуры и поддержанию преемственности традиции.

Итак, всего мы выделяем шесть базовых принципов построения одежды, которые могут быть использованы для создания современной городской одежды:

1. Сохранение целостности полотна – особенности кроя рубахи и устройство панёвы.
Сохранение целостности полотна - одно из ключевых правил в создании русской традиционной одежды. Это правило является общим для многих традиционных культур. С чем это связано?
В первую очередь, с отношением к самому материалу, с которого изготавливается вещь – это бережность и практичность. Традиционная одежда создаётся из домотканого полотна. Это длительное, кропотливое занятие. Например, чтобы создать льняное потно нужно лён посадить, собрать, высушить, размять, расчесать, вычесать кудель, спрясть нить, смотать нити, заправить ткацкий станок, соткать ткань, отбелить её в щёлоке и снегу. И только потом можно шить одежду. Естественно, количество труда, вложенное в каждый сантиметр ткани, не позволяют относиться к ней небрежно и без действительной необходимости вырезать кусочки.
Второе обоснование необходимости сохранения целостности полотна лежит в глубинном понимании мироустройства. Собственно, в традиционном сознании мир понимается как «полотно». Вспомним, например, выражение «полотно жизни», «нить жизни». Другими словами, в традиционном понимании мир состоит из неких «тонких нитей», от прочности и качества которых зависит качество жизни человека. А полотно, сотканное из нитей – это и есть жизнь, то, как, какими узорами она разворачивается во времени и пространстве. Поэтому естественно, что целостность полотна одежды передаёт смысл целостности жизни. Полотно соткано – из него не нужно отрезать лишнего – потому что ничего лишнего не создавалось. Создавалось только то, что будет жить выражать состояние человека и оберегать его. Таким образом, одежда, собранная из целостного полотна становится обережной. Для сравнения можно вспомнить слова древнего классического китайского трактата «Дао дэ цзин», смысл которых таков - «если сохраняешь целостность и доброту, то когтю тигра некуда будет войти, не тронет он тебя».
Таким образом, сохраняя целостность полотна, крой традиционной одежды представляет собой набор прямоугольных или квадратных кусков ткани. Такова рубаха, фартук. Панёва, женская набедренная одежда, также представляет собой несколько сшитых полотен шерстяной плотной ткани. Таким образом, как юбки, так и платья могут кроиться на основе традиционного кроя рубахи или панёвы.



В нашем магазине Ясна Яра этот принцип представлен в одежде мастерских «Яридара» и «Душечка». Это замечательные образцы современных платьев, созданных с использованием традиционного кроя. «Яридара» использует для создания платьев крой рубахи допетровских времен. Платья «Душечки» сочетают в одной вещи рубаху, сарафан и фартук. Таким образом, наряды имеют образ, близкий к традиционному, и при этом платья удобны для ношения в современных городских  условиях.
Платье исполненое по крою старинной русской рубахи

Платье исполненое по крою старинной русской рубахи из тёплой ткани

Хлопковое платье, которое соединяет рубаху и сарафан


 2. Отделка подола, манжет и горловины как обозначение границы внутреннего и внешнего пространства – обережная функция.
Следующее правило – обозначение границ внутреннего и внешнего пространства. Есть такое выражение «одежа – вторая кожа». В традиционном понимании одежда – это продолжение «тела» человека. Поэтому значимо поставить границу между пространствами, чтобы внимание человека не «вытекало» неосознанно во «внешний космос», и сила оставалась у человека. Поэтому все края одежды – горловина, манжеты, подол, обязательно обрабатываются либо тканным узором, либо вышивкой, либо лентами или просто отделяется цветом.

У Ясна Яры это правило представлено в нарядах мастерской «Веха», которая использует традиционную вышивку в своих изделиях. Однако не обязательно, чтобы граница обозначалась именно вышивкой, это может быть и обычный кант или отделка тканью, отличающейся цветом от основного тона.
Мужская рубаха

3. Использование пояса, сохраняющего равновесие тела и сознания и несущего в себе идею тройственного деления мира на нижний, средний и верхний (небо, земля, человек).
Пояс – важная смыслообразующая часть традиционного наряда. Пояс обозначает середину человека. В традиционном понимании мир имеет тройственную природу – состоит из трёх уровней – уровень Неба (богов), уровень Земли (и подземный мир предков), уровень человека. Уровень человека находится между Небом и Землей. Ниже пояса – находятся силы, порождающие жизнь, половая область. Выше пояса – сердце, голова, то есть мир «высших сил», Духа. Для жизни человеку необходимо находится в равновесии и с Земным, и с духовным миром. Собственно пояс повязывается как телесное напоминание о сохранении равновесия в человеческом теле. А через контакт с телом создаётся и поддерживается равновесие ума и сознания.
Пояс одевают на  ребёнка при крещении, носят его всю жизнь. Нательный пояс могли не снимать даже в бане, когда мылись. Выражение «распоясаться» понятно и современному человеку. Распоясанный – не собранный, стихийный человек, от которого можно ждать чего угодно. В традиции считается, что пояс оберегает человека от злых сил. На свадьбу одевали особые пояса, сделанные наподобие сети, чтобы в них запутывались все неблагоприятные силы. Праздничные пояса делались невероятно красочные, они довольно сильно отличаются по регионам.
Плетёный пояс, Брянская область

Праздничные наряды Воронежской области. Фотограф Дмитрий Давыдов.
В современной городской одежде пояс используется и как необходимая часть одежды, и как украшение. Знание о традиционном значении пояса может сделать его ношение более осознанным и практичным. Ношение пояса может быть поддержкой в сохранении уравновешенного состояния сознания человека.

4. Головные уборы, закрывающие волосы. Разработка моделей, которые могут войти в современную жизнь подобно моде на платки, кокошники и венки.
Повсеместно в России существовало правило разделения женских головных уборов на девичьи и бабьи, то есть замужних женщин. Девушки носили ленты, повязки, венки. Замужние женщины носили головные уборы, полностью закрывающие волосы – повойники, сороки, кокошники, платки. Это правило связано с отношением к волосам. Открытые волосы позволяют женщине находиться в более тонком, но стихийном отношении с миром. Например, есть выражение – «распустишь волосы – бесей (бесов) нацепляешь». Считалось, что женщина с распущенными волосами может с большей силой влиять на окружающих, но при этом и сама становиться подверженной влияниям мира, которые не всегда благоприятны. Поэтому если девушка может показывать свои волосы, косу-красу, и быть более стихийной, природной, привлекательной для женихов, то замужней женщине гораздо ценнее находится в собранном состоянии хозяйки, которая управляет домом и ведёт дела своего семейства. Поэтом для такого состояния более уместно «собирать голову» и носить головной убор, полностью закрывающий волосы.

Девичьи повязки. Русский Север.

Повойник, Калужская область.
В настоящее время, женщины могут пользоваться этими пониманиями в зависимости от того, в каком состоянии они находятся, или какое состояние нужно в текущее время. Можно обратить внимание, сколько времени и сил женщины тратят на создание стильной укладки – это своего рода современное «собирание» головы не за счёт убора, а за счёт изменения причёски. Таким образом, в современной жизни мы можем пользоваться и пониманием того, как можно носить головные уборы, платки для создания более сосредоточенного рабочего или праздничного настроения.

Повойник в современной интерпритации
5. Использование региональных особенностей орнаментации традиционного костюма для осознания принадлежности к локальной культуре области, района.
Традиционные наряды невероятно разнообразны. Чуть ли не в каждой деревне есть своя «мода», устоявшиеся сочетания цветов и форм одежды. У каждого места есть своё «звучание», в той или иной области особенно красиво и гармонично выглядит тот или иной наряд. Для примера можно рассмотреть северную и южную Россию. Северные наряды имеют строгие очертания, напоминающие ели, используется много жемчужных украшений, архангельские свадебные «коруны» подобны сверкающим звёздам, кристаллам. Наряды Южной России более яркие, много динамичных цветовых ритмов, контрастных сочетаний. Представляется, что это связано также и естественным психологическим состоянием людей в разных частях света, и подсознательно до сих пор жительницы разных областей выбирают те или иные цветовые сочетания или силуэты даже в рамках современной моды. Эти правила известны и производителям современной одежды, которые делают разные коллекции одной и той же марки, предназначенные для продажи в России, Швеции или арабских странах.
Нам представляется особо ценным изучение местных родных традиций, как нахождение наиболее гармоничных образов для создания удобной и красивой одежды.
Северный сарафан. Коллекция Аллы Денисовой
Праздничный наряд Рязанской области. Коллекция Аллы Денисовой.
6. Символизм цвета в народном костюме.
Цвет – значимый маркер традиционной одежды.
При этом, в каждом регионе, значение могут различаться. Тем не менее, можно выделить некоторые общепринятые понимания цвета в традиционной одежде.
Красный цвет – свет жизненной силы, порождающей новую жизнь. Красные наряды носили преимущественно молодые женщины, женщины после рождения первых детей. Так, в Брянской области, рубахи молодых женщин целиком затканы красными полосами, и назывались они «красницы». Чем старше становилась женщина, тем меньше красного цвета в наряде.
Рубаха-красница, Брянская область
Чёрный цвет – цвет земли, плодородия, праздника. Сейчас это может показаться необычным, что чёрный цвет понимался как праздничный. Так, в Белгородской и Воронежской областях свадебные мужские и женские наряды богато украшены чёрной вышивкой.

Праздничная рубаха, Воронежская область. Фотораф Дмитрий Давыдов.
Белый цвет – свет духовного мира. Чем ближе к старости, тем больше белого цвета в одежде. Также существовало ткачество «белым по белому», узор которого виден только в близости. «Смертные» одежды, одеваемые на покойника, а также «печальные» (траурные) одежды также традиционно делались белого цвета. В этом сильное отличие от современного понимания чёрного как траурного цвета.

Печальный наряд Рязанской области
Таким образом, мы представили шесть основных правил создания традиционного наряда. В заключении хочется добавить, что ещё одним важным пониманием в традиционной культуре является целесообразность ношения одежды. Поэтому, выбирая и создавая одежду настоящего времени, мы можем полагаться как на понимания и знания наших предков, так и на потребности текущего времени.


Красоты, добра, гармонии - всем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий